- РАССКАЗ
РАССКА́З, малая эпическая жанровая форма художественной литературы небольшое по объему изображенных явлений жизни, а отсюда и по объему текста, прозаическое произведение. В 1840‑х гг., когда безусловное преобладание в русской литературе прозы над стихами вполне обозначилось, В. Г. Белинский уже отличал Р. и очерк как малые жанры прозы от романа и повести как более крупных. Во 2‑й половине XIX в., когда очерковые произведения получили в русской демократической литературе широчайшее развитие (см. Очерк), сложилось мнение, что этот жанр всегда документален, Р. же создаются на основе творческого воображения. По другому мнению, Р. отличается от очерка конфликтностью сюжета, очерк же произведение в основном описательное. Существует еще одна разновидность малого прозаического жанра новелла.
Видимо, правильнее было бы понимать Р. как малую прозаическую форму вообще и различать среди Р. произведения очеркового (описательно-повествовательного) типа и новеллистического (конфликтно-повествовательного) типа. Очеркового типа рассказы обычно включают «нравоописательное» содержание, раскрывают нравственно-бытовое и нравственно-гражданское состояние какой-то социальной среды, иногда всего общества (таковы почти все Р. в «Записках охотника» И. С. Тургенева, многие у А. П. Чехова, И. А. Бунина, М. М. Пришвина, И. Э. Бабеля, К. Г. Паустовского). В основе Р. новеллистического типа обычно случай, раскрывающий становление характера главного героя («Повести Белкина» А. С. Пушкина, «Враги» и «Супруга» Чехова, многие «босяцкие» Р. у М. Горького). Р. этого типа еще с эпохи Возрождения нередко, развивая характер одного главного героя, соединялись в более крупное произведение (как цепочка Р.-эпизодов построены, например, «Дон-Кихот» М. Сервантеса, «Жиль Блаз» А. Р. Лесажа, «Тиль Уленшпигель» Ш. Де Костера). Именно «романического» типа содержание (см. Роман) и порождает в Р. новеллистического типа их острую конфликтность и быстрые развязки. Иногда новеллистическую форму строения сюжета писатель применяет и для выражения «нравоописательного» содержания («Муму» Тургенева, «Смерть чиновника» Чехова). Бывают также Р. и национально-исторического («эпопейного») содержания (напр., «Судьба человека» М. А. Шолохова).
Литература:
Берковский Н. Я., О «Повестях Белкина», в его кн.: Статьи о литературе, М.-Л., 1962;
Нагибин Ю., Размышление о рассказе, М., 1964;
Нинов А., Совр. рассказ, Л., 1969;
Антонов С., Я читаю рассказ, М., 1973;
Крамов И., В зеркале рассказа, М., 1979;
Твардовский А. Т., О Бунине, Собр. соч., т. 5, М., 1980;
Ландор М., Большая проза из малой (Об одном становящемся жанре в XX в.), «ВЛ», 1982, № 8;
Stanzel F. К., Theorie des Erzählens, Gott., 1979.Г. Н. Поспелов.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.